Главная » Литера - К

Словарь филателиста Литера - К


КАЛЕНДАРНЫЙ ШТЕМПЕЛЬ — почтовый штемпель, применяющий­ся для гашения марок, наклеенных на различных видах корреспонденции, а также для штемпелевания, переводов, квитанций и других до­кументов, связанных с почтовыми, отправлениями. Представляет собой стальной круглый штамп с встроен­ным нумератором, обеспечивающим возможность ежедневно менять да­ту. На календарном штемпеле (обычно круглом) указан пункт (город) и дата отправления. См. также Контрольный штемпель.

     Календарный штемпель

 

КАНДАРИН [candarin] — денежная единица Китая, находившаяся в обращении в XIX веке. Ранние мар­ки Китая, выпущенные в 1878— 1895 гг., имеют номинал, выражен­ный в кандаринах. 1 кандарин = 1/100 таэля.


КАНТОНАЛЬНЫЕ МАРКИ — ранние почтовые марки местного зна­чения, выпускавшиеся Швейцарией (1843—1851 гг.) для отдельных кантонов (кантон — франц. Can­ton — округ). Известны марки, вы­пущенные для Женевского, Базельского, Цюрихского кантонов. Ти­ражи этих марок невелики, поэто­му в настоящее время они являют­ся редкостью.


КАРБОВАНЕЦЬ — то же, что и рубль, денежная единица, встре­чающаяся на украинских почтовых марках 1918—1923 гг. В июне 1923 г. на Украине вышли 4 почтово-благотворителъные марки (Помгола), номинал которых был выра­жен в карбованцах. Номиналы не­которых провизориев, выпущенных на Украине в период гражданской войны, также выражены в карбо­ванцах.


КАРТ-МАКСИМУМ — художественная открытка, на лицевой сторо­не которой наклеивается почтовая марка с рисунком, в точности по­вторяющим изображение на открыт­ке. Филателистическую ценность карт-максимум приобретает лишь в том случае, если почтовая марка погашена специальным штемпелем (или календарным штемпелем), имеющим непосредственную связь с рисунком.
Примером карт-максимума мо­жет служить почтовая открытка с репродукцией картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо ту­рецкому султану», если на эту от­крытку наклеена почтовая марка № 1954 (на которой изображена та же репродукция). Такая открыт­ка с маркой, погашенной обычным календарным штемпелем 29 сен­тября (день смерти И. Е. Репина) в поселке Репино близ Ленинграда (место смерти художника), стано­вится карт-максимумом.
Еще больший интерес представ­ляет карт-максимум, если марка погашена специальным штемпелем, выпуск которого связан с памят­ным событием, датой или изобра­жением на открытке (почтовой марке). Образцом такого карт-мак­симума может послужить открыт­ка, выпущенная в ознаменование 250-летнего юбилея ленинградской почты с наклеенной на лицевой части открытки маркой № 3112. Рисунок этой марки в точности по­вторяет изображение на открытке.
Марка погашена специальным штемпелем, приуроченным к юби­лею. В день юбилея эти марки га­сились на Ленинградском почтамте штемпелем красного цвета.

Почтовая открытка — карт-максимум

 

КАРТУШ — орнамент (украшение) в виде полуразвернутого свитка с завитками по сторонам и полем по­середине для надписей, эмблем, вен­зелей. Находит применение при оформлении почтовых марок. Наиболее характерен картуш на марках №№ 3047—3048, выпущенных в честь 400-летия книгопечатания в России. Его можно встретить и на ряде других почтовых марок.


КАТАЛОГИ МАРОК — справочные издания, представляющие собой хронологический нумерованный пе­речень выпущенных почтовых ма­рок и содержащие различные све­дения о марках. Приводятся краткое описание, зубцовка, расцветка, фамилия художника, способ печа­ти, цена и пр. Каталоги выпуска­ются для отдельных стран, хотя известны каталоги, включающие в себя группы стран, или конти­нент, или все страны мира. Наи­большей известностью в Европе пользуются всемирные каталоги Lipsia (ГДР), Yvert & Tellier (Фран­ция), европейские каталоги Zumstein(Швейцария), Michel (ФРГ). Наряду с хронологическими известны и тематические каталоги, объеди­няющие марки по определенной теме, выпущенные в разных стра­нах мира. Примером такого ката­лога может быть каталог «Tiere auf Briefmarken» — «Фауна на мар­ках», выпущенный в ГДР.


КАТАЛОГИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ГА­ШЕНИЙ — справочные издания, представляющие собой хронологический перечень специальных поч­товых штемпелей, выпущенных в связи со знаменательными датами или выдающимися событиями. В СССР в 1963 г. издан «Каталог советских специальных штемпе­лей», в котором приводятся описа­ния 360 штемпелей, выпущенных в период с 1922 г. по 1963 г. В кни­ге указывается событие, в честь которого выпущен штемпель, дата выпуска, приводится описание ри­сунка и оттиск штемпеля.


КАТАПУЛЬТИРУЕМАЯ ПОЧТА, катапультная почта — способ уско­ренной доставки почты с судна при помощи катапульты. Катапульта — специальное механическое устрой­ство для пуска самолета с палубы. Катапультируемая почта применя­лась в 1929—1935 гг. Самолет с почтовыми отправлениями, поме­чавшимися специальным штемпелем и номером, направлялся «вдо­гонку» судну и доставлял почту задолго до прибытия его в назна­ченный порт. Катапультная почта существовала несколько лет.


КАУРИ [cowries] — денежная еди­ница, курсировавшая в Уганде (центральная часть Восточной Африки) в 1895—1896 гг. 1 каури = 1/500 рупии. Каури — это океан­ские раковины, служившие разменной монетой. 500 раковин прирав­нивались к 1 рупии. Первые почто­вые марки Уганды, отпечатанные на пишущей машинке, крайне ред­ки. Их номинал выражен в каури.


КАЧЕСТВО МАРОК — комплекс требований, предъявляемых к кол­лекционным почтовым маркам. Ос­новные показатели высокого каче­ства знаков почтовой оплаты за­ключаются в следующем: безус­ловное наличие всех зубцов, а для беззубцовых наличие полей, размер которых подтверждает принадлеж­ность марки к беззубцовой; отсут­ствие пятен и грязи на марке; рав­номерные поля (центральное распо­ложение рисунка); отсутствие тон­ких мест у гашеных марок; акку­ратный оттиск штемпеля на гаше­ных марках, не загрязняющий изображения; обязательное наличие клея у негашеных марок (за ис­ключением эмиссий, выпускавших­ся без клея, например, в тропиче­ских странах); отсутствие надры­вов, деформированных мест, надло­мов, морщин (целость марок). Предъявляются и другие требова­ния. Несоблюдение любого из пере­численных требований делает мар­ку недоброкачественной, а, следова­тельно, и нежелательной для кол­лекции.


КВАДРАТНЫЕ МАРКИ — почто­вые марки квадратной формы. Рас­положение рисунка на них может быть в одном из двух вариантов: либо параллельно (перпендикулярно) одной из сторон квадрата, либо по вертикали, образуемой диаго­налью квадрата. Примерами второ­го варианта служат советские мар­ки №№ 2397, 2409—2412 и др.


«КВАДРАТЫ И УГЛЫ» — вид во­дяного знака на бумаге, применяв­шейся для печатания советских марок в 1930 г. На бумаге с указан­ным водяным знаком отпечатана лишь одна серия мароквоздушной почты (№№ 394—397).

 Водяной знак «квадраты и углы»

 

КВАРТБЛОК [лат. quartus четвер­тый + блок] — четыре сцепленные (неразъединенные зубцовые или не­разрезанные беззубцовые) марки, расположенные попарно по горизон­тальной и вертикальной осям. Квартблок из квадратных марок представляет собой квадрат (даже если изображение расположено вер­тикально по диагонали). Квартблок треугольных марок может пред­ставлять собой прямоугольник или параллелограмм в зависимости от размеров сторон марки и располо­жения их на листе.

Квартблок

 

КВАРТО [исп. quartos] — прежняя денежная единица Испании, со­ставлявшая 1/8 часть реала. Первые почтовые марки Испании 1850— 1867 гг. выпущены с номиналом, выраженным в кварто или в реа­лах. С 1867 г. на некоторых почто­вых марках Испании можно встретить денежную единицу эскудо = 100 сентимо. С 1873 г. и до на­стоящего времени основными де­нежными единицами Испании яв­ляются песета и сентимо.


КВАТТРИНИ [ит. quattrini] — де­нежная единица, находившаяся в обращении в итальянском герцогстве Тоскана. 1 кваттрини = 1/60 лиры= 1/3 сольди = 1/5 крази (1 лира = 12 крази = 20 сольди = 60 кваттрини). Ряд почтовых марок Тосканы 1851 —1859 гг. имеет номинал, вы­раженный в указанных денежных единицах.


КЕНЕТА [keneta] — денежная еди­ница Гавайских островов. 1 кенета = 1 центу = 1/100 доллара (дала). Номиналы некоторых почтовых ма­рок Гавайских островов, выпущен­ных в 1864—1871 гг., выражены в кенетах.


КЕРШ (куруш) [guerche] — денеж­ная единица, курсирующая в Сау­довской Аравии и в Омане договорном. 1 керш = 1/20 рияла = 5 халалам (1 риал = 20 кершам = 100 халалам). До 1928 г. в Саудовской Аравии курсировал пиастр, поэтому номи­налы марок, выпущенные до этого времени, выражены в парах и пиастрах.


КЕТЦАЛ [quetzal] — денежная еди­ница Гватемалы. 1 кетцал = 100 сен­таво.


КИНТАР [tqintar] —- см. Лек


КИП [kip] — см. Ат.


КЛАССИКА (филателистическая классика) — первые ранние почто­вые марки, выпускавшиеся той или иной страной до начала выпуска коммеморативных марок. Термин «Классика» относится, главным об­разом, к маркам, выпущенным в XIX и начале XX веков. Марки этого периода обычно отличаются небольшим форматом, однообразностью рисунков (портреты, гербы государств) и монотонностью цвето­вого решения. Часть марок РСФСР и некоторые марки СССР, выпущен­ные в 20—30-х гг. (стандартные вы­пуски), могут быть отнесены к клас­сике.


КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЧТОВЫХ МАРОК. Все марки, выпущенные различными государствами с 1840 г. до настоящего времени, классифи­цируются по следующим призна­кам:
1. По назначению: почтовые, почтово-благотворительные, част­ные.
2. По внешней форме и очерта­нию: прямоугольные (с горизон­тальным и вертикальным располо­жением рисунка), квадратные (с расположением рисунка по одной из сторон квадрата или по диаго­нали квадрата), ромбовидные, тре­угольные, пятиугольные, шестиугольные, восьмиугольные, оваль­ные, круглые, своеобразной формы (например, марка Сьерра-Леоне; см. Формы марок) иблоки.
3. По формату (размеру): боль­шие (крупноформатные) и малые (малоформатные).
4. По характеру перфорации: беззубцовые, зубцовые (рамочная, линейная и гребенчатая зубцовка, каждая из которых может быть простой, комбинированной и слож­но-комбинированной, за исключе­нием рамочной, которая сложно-комбинированной быть не может).
5. По теме изображения: стан­дартные, коммеморативные (к ко­торым наряду с памятными отно­сятся также новогодние, рождест­венские, рекламные, траурные и т. п.).
6. По характеру применения в почтовом ведомстве: служебные, доплатные, телеграфные, газетные, авиационные, почтмейстерские, ме­стные, земские, контрольные и спе­циального назначения.
7. По времени выпуска: класси­ческие и современные.
8. По отношению к государствен­ному бюджету: деньги-марки, сбе­регательные, безвалютные.
9. По наличию надпечатки: с из­менением номинала, без изменения номинала (памятная надпечатка).
10. По степени использования: негашеные и гашеные.
См. по видам.


КЛАССИЧЕСКАЯ ГРАВЮРА — то же, что и Резцовая гравюра.


КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛАТЕЛИЯ — коллекционирование почтовых ма­рок, основным принципом которого является собирание всех марок страны, или группы стран, или все­го мира с размещением их в хро­нологическом порядке. В класси­ческой филателии наиболее важное значение придается не столько ха­рактеру изображения на марке, сколько способу печати, цвету, сор­ту бумаги, водяным знакам, зубцовке, наличию и характеру клея и пр. — т. е. чисто внешним при­знакам марки и ее разновидностям. В XX веке, в связи с выпуском большого количествакоммеморативных марок, наиболее распространенным стало тематическое кол­лекционирование, при котором важ­нейшее внимание уделяется изоб­ражению на марке (См. Тематиче­ская коллекция). Классическая фи­лателия предусматривает создание хронологической коллекции на ос­новании каталогов, с обязательным включением в коллекцию всех раз­новидностей и редкостей.


КЛЕЕВОЙ СЛОЙ — тонкий равно­мерный слой, наносимый на обо­ротную сторону отпечатанного ма­рочного листа, который при увлаж­нении приобретает свойство липко­сти. Клеевой слой обеспечивает прочное сцепление марки с почто­вым отправлением. Применяются различные рецептуры клеев, пре­имущественно растительного про­исхождения (гуммиарабик, дек­стрин) с добавками животных клеев (желатин). Они наносятся на марочные листы с помощью спе­циальной, так называемой гуммировально-лакировальной машины. В ряде тропических стран с высо­кой влажностью климата выпуска­ют марки без клеевого слоя, так как наличие его приводит к склеи­ванию листов марок. В зависимости от рецептуры применяемого клея он может быть белым, бежевым, желтоватым, матовым или глянце­вым.


КЛЕММ-ТАШЕ [нем. Klemme тис­ки + Tasche карман] — специально изготовленные из синтетической пленки двухслойные полосы, скреп­ленные между собой по одной сто­роне, предназначенные для сохранения почтовой марки. Один из двух слоев окрашен в черный цвет, наружная сторона бывает гуммиро­ванной. Другой слой — прозрачный. Отрезанная по размеру марки по­лоска образует индивидуальный карманчик, в который вклады­вается марка, прочно удерживае­мая полосками. Благодаря наличию гуммированного слоя марка с клемм-таше может быть наклеена в альбом. Известны клемм-таше и без клеевого слоя; в этом случае прикрепление марки в альбом про­изводится с помощью обычных на­клеек. Ширина клемм-таше различ­на — от двух сантиметров (для ма­лоформатных марок) до весьма ши­роких лент, предназначенных для сохранения блоков, конвертов и пр.


КЛИШЕ — печатная форма высо­кой печати (с рельефными печа­тающими элементами) для полиграфического воспроизведения изо­бражения. Изготовляется из цин­ка, дерева, линолеума, магния, ла­туни, меди и пр. Наиболее распространены цинковые клише, при изготовлении которых изображение наносят на цинковую пластину фо­томеханическим способом (см. Ко­пирование), а затем углубляют про­межутки между печатающими эле­ментами химическим или электро­литическим травлением. В зависимости от характера репродуцируе­мого оригинала изготовляют штри­ховые клише и растровые (автотип­ные) клише.


КЛЯЙНБОГЕН [нем. klein ма­лый + Bogen лист] — своеобразный филателистический сувенир, представляющий собой отдельный мало­форматный лист с небольшим ко­личеством марок (одного или не­скольких рисунков), выпускаемый одновременно с марками на обыч­ных (меньшего размера) марочных листах. Нередко на кляйн-богене имеются обрамление, перфорация (как и на марках, выпускаемых большими марочными листами), надписи.
Советские почтовые марки, вы­пускавшиеся небольшим количе­ством на марочном листе (напри­мер, №№ 15—17, печатавшиеся группами по 4 экземпляра — 2х2), не могут быть отнесены к кляйнбогенам, так как они издавались как обычные знаки почтовой оплаты, а не как филателистические суве­ниры. В качестве примера кляйнбогена можно привести выпуск, осуществленный Чехословацкой Социалистической Республикой в 1962 г., посвященный международ­ной выставке марок «Прага—62». Наряду с серией марок, посвящен­ной этому событию (Lipsia, №№ 1362—1366), были выпущены отдельные листы (кляйнбогены) с двумя марками из этой серии на каждом листке (Lipsia, №№ 1362— 1363) с эмблемой выставки между марками.
В отличие от памятных блоков, которым при выпуске присваивается очередной номер для ката­лога (как и любой марке), кляйнбогену номер не присваивается, так как его выпуск не считается само­стоятельной эмиссией, а является лишь модификацией марочного листа.


КЛЯССЕР [лат. clasis — разряд, класс] — филателистический аль­бом специального изготовления, предназначенный для хранения ма­рок. Представляет собой отдельные сброшюрованные листы черного (белого) картона, на обеих сторонах которого имеется несколько рядов целлофановых полос по ширине листа, служащих карманами, в ко­торые вставляются марки. Удоб­ство хранения марок в кляссерах заключается в том, что отпадает необходимость в наклейке марок, а это создает возможность не повреждать клеевого слоя. Кроме то­го, пользование кляссером позво­ляет филателисту перемещать марки по его усмотрению в любое сво­бодное место кляссера. Форматы и размеры кляссеров бывают самыми различными, от 2—4-стра-ничных карманного формата до крупноформатных, объем которых достигает 32—40 страниц.


«КОВЁР» — вид водяного знака на бумаге, применявшийся для печа­тания советских почтовых марок в 1925—1936 гг. Водяной знак «ко­вер» является наиболее распространенным и встречается почти на всех марках этого периода.

 Водяной знак «ковёр»

 

КОЛЕР [лат. color — цвет] — цвет краски, ее тон.


КОЛЛЕКЦИОНЕР — в общем смыс­ле собиратель однородных предме­тов (почтовых марок, открыток, монет, экслибрисов, книг или других предметов), образующих коллек­цию. См.Филателист.


КОЛЛЕКЦИОННЫЕ МАРКИ — от­борные экземпляры почтовых ма­рок, отвечающих филателистиче­ским требованиям. См. Качество марок.


КОЛЛЕКЦИЯ МАРОК [лат. col lec­tio — собрание] — систематизиро­ванное собрание почтовых марок, представляющее научный, истори­ческий, художественный или дру­гой интерес. Коллекция марок мо­жет быть хронологической (см. Классическая филателия) или те­матической (см. Тематическая кол­лекция). В первом случае коллек­ция объединяет все марки с разно­видностями одной страны или груп­пы стран, во втором — марки, подобранные по одной какой-либо теме, безотносительно к принадлеж­ности их к той или иной стране.


КОЛОН [colon] — денежная едини­ца Сальвадора и Коста-Рики. В Сальвадоре 1 колон =100 сентаво, а в Коста-Рике 1 колон =100 сентимо. До 1901 г. в Коста-Рике и до 1912 г. в Сальвадоре вместо ко­лона была в обращении денежная единица песо = 8 реалам.


КОЛОРИТ [фр. colons, от лат. color — цвет] — характер взаимо­связи цветовых элементов произведения, его цветовой строй как одно из средств правдивого и вырази­тельного изображения действитель­ности. В зависимости от преобладания тех или иных красок в ху­дожественном произведении (репро­дукции, почтовой марке) колорит может быть светлым и темным, хо­лодным (когда преобладают синие и зеленые цвета) и теплым (когда преобладают красные, оранжевые и желтые цвета), а также спокой­ным или напряженным (в зависи­мости от сочетания красок).


КОМБИНИРОВАННАЯ ЗУБЦОВКА — разновидность перфорации марок, характеризующаяся различ­ным размером зубцовки вертикаль­ных и горизонтальных краев мар­ки. Примеры комбинированной зуб­цовки 12:121/2, 121/2:12, 14:141/2 и т. п. В данном примере зубцовка горизонтальных размеров соответ­ственно составляет 12, 121/2. 14, а вертикальных 121/2, 12, 141/2.
Происхождение комбинированной зубцовки связано с тем, что иногда по производственным причинам приходится производить перфора­цию марочных листов не на одной, а на разных машинах, имеющих различное количество игл на 1 по­гонный сантиметр перфорирующей гребенки. Для обозначения комби­нированной зубцовки указывают оба размера, причем вначале ука­зывается зубцовка верхнего (гори­зонтального) края марки, а затем правого (вертикального) ряда — т. е. по часовой стрелке. См. так­же Сложно-комбинированная зуб­цовка.


КОМБИНИРОВАННАЯ ПЕЧАТЬ — печатание многоцветных изображе­ний двумя различными способами печати: например, способом плос­кой печати (офсет, фототипия) и способом высокой (типографской) печати. К комбинированной печати почтовых марок прибегают, глав­ным образом, в тех случаях, когда при репродукции цветных ориги­налов один из способов, в силу его несовершенства, не мог обеспечить нужной точности цветовой переда­чи либо по другим техническим причинам.
Примером комбинированной пе­чати могут послужить блоки, по­священные 50-летию со дня смерти известного русского художника К. А. Савицкого (№№ 1875 и 1876), в которых текстовая часть блоков (надписи) отпечатана типограф­ским способом (высокая печать), а иллюстрационная — способом фото­типии (плоская печать). Другим образцом могут служить многочис­ленные надпечатки, в большинстве своем выполненные типографским способом на марках, отпечатанных различными другими способами пе­чати.
Известно, что металлография (гравюра) относится к способу глу­бокой печати. Однако сочетание ее с растровой глубокой печатью мож­но отнести к комбинированной пе­чати, так как, несмотря на один принцип построения печатающих элементов, в данном случае приме­няются различная технология изго­товления печатной формы и разные печатные машины. Примеры соче­тания растровой глубокой печати и металлографии на советских мар­ках: № 2611 (портрет Р. Тагора) фон и текстовая часть — глубокая печать, портрет — металлография; то же № 2630 (портрет В. Г. Бе­линского) и др.


КОМБИНИРОВАННЫЕ КЛИШЕ — клише, воспроизводящие оригинал, в котором сочетаются тоновые и штриховые элементы. Находят сравнительно широкое применение при печатании почтовых марок. Примеры комбинированных клише можно видеть на марках: № 2136 — эмблема Всесоюзной про­мышленной выставки (клише чер­ной краски содержит штриховые и растровые элементы); № 3313 — блок в ознаменование XIV первенства Европы по баскетболу (корич­невая краска содержит штриховые и растровые элементы).


КОММЕМОРАТИВ [фр. comme как + memoria память] — см. Коммеморативные марки.


КОММЕМОРАТИВНЫЕ КОНВЕРТЫ — [См. Коммеморатив] — маркирован­ные конверты, на которых, помимо почтовой марки, напечатано изоб­ражение, связанное с памятной да­той, к которой они приурочены (например, портреты выдающихся лиц, изображение событий и т. п.). См. Маркированные конверты.


КОММЕМОРАТИВНЫЕ МАРКИ [см. Коммеморатив] — памятные почто­вые марки, выпущенные в ознаме­нование события, знаменательной даты или юбилея выдающейся лич­ности. В отличие от так называе­мых классических марок (см. Клас­сика) с их однообразным оформле­нием и строгой композицией, коммеморативные марки являются ху­дожественной миниатюрой, отра­жающей событие, в честь которого они выпущены. На коммеморативных почтовых марках могут быть изображены портреты, скульптуры, пейзажи, репродукции с картин, рисунки. Эти знаки почтовой опла­ты отличаются оригинальной ком­позицией, отличным полиграфиче­ским исполнением, многокрасоч­ностью, хотя возможны и однокра­сочные решения (гравюра). Впер­вые коммеморативные марки во­шли в обращение в 80-х гг. прош­лого столетия. В России первые коммеморативы были выпущены в 1905 г.
Первые советские коммеморативные марки выпущены в 1921 г. Они посвящены четвертой годов­щине Великой Октябрьской социа­листической революции. Советские коммеморативы быстро завоевали признание филателистов (и не только в СССР, но и за рубежом) и вскоре стали основным типом почтовых марок. Они отражают важ­нейшие события в жизни нашего общества: его революционную исто­рию, великие свершения народа в борьбе за построение коммунизма, бессмертные подвиги героев, зна­менательные юбилеи и т. д.


КОМПОЗИЦИЯ [лат. compositio — составление, сочинение] — построе­ние, структура художественного произведения, обусловленные его идейным содержанием, а также характером и назначением. В изоб­разительном искусстве композиция охватывает сюжетно-тематическую разработку произведения и завися­щие от нее распределение фигур и предметов в пространстве, цвета и т. д. Иногда композицией назы­вается также сложное многофигур­ное произведение живописи и скульптуры. Понятие композиции в филателии, применимо при оцен­ке художественных достоинств почтовых марок, а также по отноше­нию к тематической коллекции или построению филателистического исследования.


КОНВЕРТ — пакет из бумаги, слу­жащий для вкладывания в него пересылаемой корреспонденции или для упаковочных целей. Различают маркированные и немаркированные конверты. На первом типе конвер­тов обязательно напечатано изобра­жение почтовой марки. См. Марки­рованные конверты. Кроме того, различают так называемые Комме­моративные конверты, выпускае­мые к памятным датам. Для изго­товления конвертов существуют специальные конвертные машины.


КОНВЕРТ МАЛРЕДИ — почтовый конверт, выпущенный в Англии в мае 1840 г. (почти одновременно с первой маркой «черный пенни») с рисунком, гравированным Уилья­мом Малрэди. Вышло два конвер­та — достоинством в 1 пенни и 2 пенса. Конверт Малреди, по су­ществу, является первым маркиро­ванным конвертом, предшественни­ком российских «штемпельных ку­вертов». Благодаря широкому рас­пространению в Англии нового знака почтовой оплаты — марки с клеевым слоем на обороте, конвер­ты Малреди сравнительно быстро вышли из употребления. Они явля­ются в настоящее время редкостью и представляют собой известную филателистическую ценность.


КОНВЕРТ «ПЕРВОГО ДНЯ» (КПД) — кон­верт с почтовой маркой, погашен­ной календарным или специальным штемпелем в первый день выпуска марки в почтовое обращение. Кол­лекционирование конвертов «пер­вого дня» является самостоятель­ной областью филателии и привле­кает многих любителей. Примером конверта «первого дня» могут слу­жить конверты с наклеенными на них марками (одной из них) №№ 2997—3002, посвященные те­ме «Освоение космоса», которые были выпущены 28 декабря 1963 г. и гасились в Москве на почтамте и международном почтамте спе­циальными штемпелями с над­писью на русском и английском языках: «Первый день» (PREMIER JOUR—FIRST DAY). Подобные кон­верты относятся к так называемым цельным вещам.

 Конверт «первого дня»

 

 КОНГРЕВ, конгревное тиснение — способ рельефного тиснения, при котором шрифт или изображение получается возвышающимся в раз­ной степени над углубленным фо­ном вокруг рельефа или над общим уровнем марки или блока. См. Тиснение, Блинтовое тиснение.


«КОНСУЛЬСКИЕ» МАРКИ — слу­жебные марки, выпущенные в 1922 г. (№№ 41—48). Предназначались для оплаты весового сбора на пересылку авиапочтой служеб­ной корреспонденции советского по­сольства и других советских орга­низаций из Берлина в Москву. «Консульские» марки представляют собой крупноформатные гербовые знаки дореволюционной России, применявшиеся для взимания кон­сульской пошлины (отсюда и на­звание «консульские» марки), на которых была сделана надпечатка красной краской «Воздушная поч­та. Р.С.Ф.С.Р.» и номинала, выра­женного в германских денежных единицах — марках.Всего было вы­пущено восемь знаков с номиналом от 12 до 1200 германских марок.
«Консульские» марки, как пра­вило, наклеивались не на почтовые отправления, а на сопроводитель­ные описи-реестры к ним. Гасились они чернилами или химическим карандашом. Как общепринятые знаки почтовой оплаты, предназна­ченные для франкировки писем, «консульские» марки в продаже не были, хотя впоследствии, после изъятия их из почтового обраще­ния, небольшая часть оставшихся марок была пущена в продажу (для коллекционеров). Тиражи «консульских» марок были ограни­ченными, находились они в обра­щении недолго, и потому в настоя­щее время они являются редкостью.


КОНТРОЛЬНЫЕ МАРКИ — выпущенные в 1900-х гг. в России мар­ки, наклеивавшиеся в сберкнижку
вкладчика в подтверждение внесен­ного вклада. Контрольные марки были выпущены стоимостью в 25,50 коп., 1, 3, 5, 10, 25 и 100 руб. В 1918 г., в связи с острым недостатком новых почтовых марок, контрольные марки (по указанию Наркомпочтеля) применялись как почтовые. Погашенные почтовым штемпелем, они представляют кол­лекционный интерес.


КОНТРОЛЬНЫЙ ШТЕМПЕЛЬ — почтовый календарный штемпель, который ставится в пункте прибы­тия почтовой корреспонденции с указанием даты прибытия.
В XIX веке контрольный штемпель ставился в пограничных почтовых учреждениях на письмах, направ­ляемых за границу и поступающих из-за границы.


КОНТУР — очертание, линии, опре­деляющие внешнюю форму изобра­жения.


КОНТУРНЫЙ ШРИФТ — шрифт, в котором основные штрихи букв изображены не в виде сплошных линий той или иной насыщенно­сти, а лишь по контурам, с просве­том между контурными линиями. Пример применения контурного шрифта можно видеть на почтовых марках: №№ 2660—2664 («Почта СССР»), выпущенных в честь XXII съезда КПСС; № 3314 («Почта СССР») — блок, выпущен­ный в честь 48-й годовщины Вели­кой Октябрьской социалистической революции.


КОПЕЙКА — денежная единица СССР. 1 копейка = 1/100 рубля. Но­миналы ранних выпусков почтовых марок Эстонии (1918 г.), Финлян­дии (1856—1860 гг.), Латвии (1918—1922 гг.) выражены в копей­ках. Номиналы почтовых марок Тувы 1926—1936 гг. также выраже­ны в копейках.


КОПИРОВАЛЬНО-МНОЖИТЕЛЬ­НАЯ МАШИНА — машина для ко­пирования форм с повторением изображения (почтовых марок, этикеток и т. п.). Рама копировально-множительной машины с негатива­ми (диапозитивами) передвигается в двух взаимно-перпендикулярных направлениях и экспонирование производится по участкам пласти­ны. См. также Фотосборочная ма­шина.


КОПИРОВАНИЕ — процесс перено­са фотографического изображения на поверхность будущей печатной формы. На металлическую (алюми­ниевую, цинковую) пластину нано­сят светочувствительный слой (хромированый альбумин, хромирован­ная желатина или хромированный поливиниловый спирт). Затем пла­стину помещают в копировальную раму, на ней размещают групповой (сборный) негатив и после созда­ния вакуума (разрежения) в раме, вызывающего контакт негатива с пластиной, подвергают действию света. Подвергшиеся действию све­та участки (светлые места негатива) задубливаются и становятся не растворимыми в воде; участки, на­ходившиеся под темными местами негатива, т. е. не подвергавшиеся воздействию света, остаются рас­творимыми. После экспозиции пла­стина обрабатывается водой, в ре­зультате чего вымываются (раство­ряются) те участки светочувстви­тельного слоя, которые не подвер­гались действию света. Затем пла­стина помещается в кювету с кра­сителем (метилвиолет), окрашиваю­щем задубленный светочувствитель­ный слой. Таким образом, на ме­таллической пластине оказывается копируемое изображение. В резуль­тате дальнейшей обработки пласти­ны (травление) она превращается в печатную форму — клише.


КОРАБЕЛЬНАЯ ПОЧТА — то же, что и Морская почта.


КОРДОБА [cordoba] — денежная единица Никарагуа. 1 кордоба = 100 сентаво.


КОРОБЛЕНИЕ — деформация бума­ги, связанная с изменением ее раз­меров. Является следствием умень­шения влажности, происходящей из-за поглощения влаги волокнами, из которых изготовлена бумага. Различают линейную деформацию и деформацию на скручивание. Первая имеет значение при много­красочном печатании; вторая — при обработке марочных листов и хранении марок (а также этикеток или другой гуммированной про­дукции).


КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ [фр. corres-pondance — переписка] — письма, почтовые отправления, переписка между отдельными лицами или учреждениями. Другое значение — сообщение с мест, помещаемое в газете или журнале сотрудни­ком (корреспондентом) этого из­дания.


КОСМИЧЕСКАЯ ФИЛАТЕЛИЯ — один из видов тематического кол­лекционирования, главной темой которого является освоение челове­ком космического пространства. Почтовые ведомства СССР, социа­листических стран и многих дру­гих государств мира посвятили космическим полетам и запускам научных космических станций на Луну и в сторону планет солнечной системы специальные серии марок, выпуски блоков, спецгашения. Только в связи с первым полетом человека в космос, который осуще­ствлен гражданином СССР Юрием Гагариным, вышло более ста ма­рок, выпущенных в разное время различными странами.
Космическая филателия привле­кает к себе многих любителей не только в нашей стране, но и за рубежом. Советские почтовые мар­ки, посвященные первому в мире искусственному спутнику Земли, запущенному в СССР, и другим достижениям нашей страны в освоении космоса, пользуются неизменным успехом у филателистов всего мира. Некоторые из них уже становятся редкими.
Космическая филателия, хотя является еще молодой отраслью коллекционирования (зарождение ее относится к 1957 г. — запуску первого советского спутника Зем­ли), накопила уже достаточно бо­гатый материал по истории освое­ния человеком космического про­странства.
КРАН [перс. Krans] — денежная единица Ирана, находившаяся в обращении с начала XIX века и замененная в 1930 г. риалом. Кран = 1/10 тумака. Денежная едини­ца кран была в обращении до 1927 г. и в Афганистане.


КРАСКОПРОГОН — единица изме­рения количества красочной печа­ти. Краскопрогоном называется каждое соприкосновение листа (в частности, марочного), на кото­ром производится печать, с печат­ной формой (оттиск). При печата­нии на однокрасочных печатных машинах количество краскопрогонов и количество листопрогонов совпадают, а при печатании на мно­гокрасочных машинах краекопрогонов во столько раз больше, сколь­ко красок оттискивается за один прогон через машину.


КРАСОЧНОЕ ТИСНЕНИЕ — см. Тиснение.


КРАСОЧНОСТЬ — количество кра­сок, примененных для печатания той или иной репродукции или ма­рочного листа.


КРЕЙЦЕР [нем. Kreuzer] — денеж­ная единица ряда европейских стран. В Австрии до 1857 г. крейцер=1/60 гульдена, а затем, до 1900 года, — 1/100 гульдена. В Вен­грии до 1900 г. крейцер = 1/100 фо­ринта (эквивалентного гульдену).


КРОНА (чешек, koruna, шведск. krona — корона] — денежная едини­ца некоторых европейских стран. Происхождение названия «крона» связано с короной, чеканившейся на монетах многих стран. Чехословацкая крона (koruna)=100 гелле­рам. Крона Швеции, Норвегии, Да­нии = 100 эйре. Исландская кро­на =100 аурарам (aurar) или эйре. С 1898 г. до 1918 г. крона = 100 гел­лерам(филлерам), курсировала в Австро-Венгрии, а затем, до 1925 года, — в Австрии и в Вен­грии. В Польше крона (korona) находилась в обращении до 1924 г. и составляла 100 галер. С 1928 по 1940 гг. курсировала в Эстонии и составляла 100 сенти или саяк.


КРОЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ — свой­ство тонкого слоя краски закры­вать цвет подложки, на которую данная краска нанесена — обрат­ная величина прозрачности краски. Наибольшей кроющей способностью обладает черная краска. Из цвет­ных красок наибольшей кроющей способностью отличается жел­тая.


КРОЮЩИЕ КРАСКИ — печатные краски, отличающиеся от прозрач­ных большой рассеивающей способностью и сильно поглощающие свет даже в тонком слое. Не изме­няют своего цвета при печатании на цветных бумагах или цветных оттенках других красок: они за­крывают собой цвет бумаги или нижележащей краски. Для трех­цветной печати непригодны, так как последняя основана именно на сочетании трех основных красок — желтой, красной и синей — и по­лучении, таким образом, всевозможных смешанных цветных от­тенков.


КРУГЛЫЕ МАРКИ — почтовые марки, имеющие форму круга, вы­пускавшиеся в ранний период (1850-1900 гг.) различными стра­нами. Первая круглая почтовая марка появилась в Британской Гвиане в 1850 г. Вскоре круглые марки были выпущены в Индии. С 1870 г. по 1892 г. подобные зна­ки почтовой оплаты были пущены в обращение в Афганистане. Изве­стно несколько круглых марок Земской почты России. Из-за не­удобства пользования ими выпуск их был на длительное время повсе­местно прекращен. В 1963 г. они появились вновь — теперь на остро­ве Тонга (остров Дружбы), распо­ложенном в Тихом океане. До 1963 г. этот остров был колонией Англии. Получение им независи­мости было ознаменовано выпуском марок круглой формы, отпечатан­ных на фольге из золота.


КРУЗЕЙРО [Kruzeiro] — денежная единица Бразилии. 1 крузейро = 100 сентаво. До 1942 г. в Брази­лии был в обращении мильрейс = 1000 рейсам.


КРУПНОФОРМАТНЫЕ МАРКИ — почтовые марки, выпускавшиеся в ряде стран. Значительно превыша­ют привычные общепринятые раз­меры. Самыми большими являются марки, выпущенные Китаем в 1913—1914 гг. Размер их состав­ляет 25х7 см! В 1865 г. в США издавались марки размером 51х95 мм. Из других крупноформат­ных знаков почтовой оплаты мож­но отметить марки Фернандо По 1899 г. и Эквадора 1938 г. Громозд­кость крупноформатных марок и неудобство пользования ими привели к тому, что выпуск их прек­ращен всеми странами.


КСИЛОГРАФИЯ [гр. xylon (срублен­ное) дерево + grapho пишу] — руч­ной способ изготовления изобрази­тельных форм высокой печати гра­вированием рисунка на дереве. Раз­личают обрезную и торцовую кси­лографию. Она позволяет в доста­точной степени точно воспроизво­дить не только штриховые, но и полутоновые изображения. В по­следнем случае полутона оригина­ла в процессе изготовления разла­гают на отдельные штриховые эле­менты различной толщины, расположенные на больших или мень­ших расстояниях друг от друга.
Ксилография дает возможность сделать 40—50 тысяч оттисков. Для больших тиражей (свыше 50 ты­сяч) с ксилографических гравюр делают гальваноклише.
Образцами почтовых марок, кли­ше для которых выполнены мето­дом ксилографии, могут служить марки №№ 3266, 3267, 3316, 3371, 3409—3411 и др.


КУВЕРТЫ — см. «Штемпельные ку­верты».


КУПЕЧЕСКАЯ ПОЧТА — частная почта, организованная фламанд­скими и итальянскими купцами в некоторых европейских странах на рубеже XV и XVI веков. Купече­ская почта имела своего почтмейстера и просуществовала около ста лет, пока английские купцы не потребовали от своего прави­тельства устранения от руковод­ства почтой фламандцев и италь­янцев, задерживающих их корреспонденцию. С этого времени част­ная купеческая почта в Англии была ликвидирована. Однако на территории старых немецких го­сударств частная почта Турн-и-Таксисов просуществовала еще не одну сотню лет.
Купеческая почта действовала и в других странах. Например, в 1863 г. русские купцы сыграли прогрессивную роль в развитии монгольской почты. Они организо­вали регулярную доставку легкой почты (тюки с письмами, газетами весом до 1 пуда), а также тяжелой почты (весом до 25 пудов).


КУПОН — дополнительная часть некоторых почтовых марок, являю­щаяся необязательной; по желанию отправителя может быть от­делена от марки. Купон беззубцовых марок отделяется ножницами, а зубцовых — с помощью перфорации, соединяющей марку с купо­ном. Купоны печатаются с разны­ми целями — информационными, рекламными, пропагандистскими и др. В Бельгии издавались почто­вые марки с купонами, на которых была надпись «В воскресенье не доставлять». См. «Воскресные» марки. Ряд стран выпускал марки с купонами, текст которых реклами­ровал различные товары. На купо­нах советских марок обычно поме­щаются цитаты или изречения поэтов и писателей, в честь кото­рых выпущена марка. Образцами советских марок с купонами мо­гут служить №№ 1439, 1441, 259® и др.


КУРСОРИУС [лат. cursorius — быстробегущий] — пеший гонец древне­римской почты.


КУРСУС ПУБЛИКУС [греч. cursus publicus — от лат. cursus — бежать, быстро передвигаться и publicus — общественный] — название древне­римской почты (27 год до нашей эры — 14 год нашей эры). См. Древнеримская почта.


КУРУШ [Kurus (пиастр)] — денеж­ная единица Турции. 1 куруш = 1/100 лиры=40 парам. Термин «куруш» бытует в Саудовской Аравии для обозначения курсирующей там денежной единицы — герш.


КЬЯТ [kyat] — денежная единица Бирмы (Бирманского Союза), нахо­дящаяся в обращении с 1953 г. 1 кьят = 100 пья.