Главная » Литера - Г

Словарь филателиста Литера - Г


ГАЗЕТНЫЕ МАРКИ — специаль­ные почтовые марки, выпускавшие­ся рядом стран для оплаты пересылки газет. Первые газетные марки были выпущены Австрией в 1851 г. Затем в 1865 г. в США были выпущены газетные марки огромного размера (51х95 мм), ко­торые заменили в 1875 г. марками нормального формата. В 1918 г. га­зетные марки были выпущены в Чехословакии.

Газетная марка Австрии

 

ГАЛЛЕРА [польск. halerzy] — де­нежная единица Польши, находив­шаяся в обращении с 1918 г. по 1924 г. 1 галлера = 1/100 кроны.


ГАЛЬВАНОКЛИШЕ, гальвано — изготовленная гальванопластиче­ским (электролитическим) путем копия с гравюры (ксилография) или штрихового цинкового клише. Ко­пия с такого клише делается для повышения тиражеустойчивости при печатании больших тиражей, которые не может выдержать не­прочная гравюра на дереве или цинковое клише. Кроме того, изго­товление таких копий необходимо для монтажа печатной формы, не­редко включающей в себя десятки почтовых марок. Число копий — гальваноклише — соответствует ко­личеству марок в одном марочном листе.


ГАЛЬВАНОСТЕРЕОТИПИЯ (гальва­нотипия) — электролитический спо­соб изготовления стереотипных пе­чатных форм. С подлежащей вос­произведению оригинальной печат­ной формы высокой печати набо­ра, (клише, ксилографии) изготов­ляют матрицу (из воска, пластмас­сы или свинца), на которую затем электролитически осаждают тонкий слой металла. Полученное гальва­ноотложение снимают с матрицы, заливают типографским: (стереотип­ным) сплавом и подвергают меха­нической обработке. Гальваносте­реотипия находит широкое приме­нение при изготовлении печатных форм для печатания почтовых ма­рок.


ГАШЕНИЕ — нанесение почтового штемпеля на марки, наклеенные на корреспонденцию. В разных странах и в разное время гашение марок (франкировка) осуществля­лось разнообразными способами. Например, первые афганские мар­ки при использовании разрыва­лись. Поэтому они встречаются лишь в негашеном виде. В ряде стран ранние выпуски знаков поч­товой оплаты гасились от руки чернилами. У нас в небольших от­делениях связи, где сравнительно немного корреспонденции, гашение производится с помощью ручного календарного штемпеля, а на поч­тамтах — с помощью штемпеле­вальных машин. См. Заказное га­шение, Специальное гашение.


ГАШЕНЫЕ МАРКИ — в общем смысле марки, находившиеся в поч­товом обращении, с нанесенными на них тем или иным способом по­метками, исключающими возмож­ность их вторичного использова­ния. Наряду с обычными гашены­ми марками в продаже встреча­ются гашеные марки с так назы­ваемым заказным гашением. Гаше­ные марки имеют свои особенности: они, в известной степени, являются документом, свидетельствующим о предоставлении почтовых услуг, а штемпель на них имеет познавательное значение. Надо иметь в ви­ду, что следы штемпеля не должны портить внешний вид марки, а от­тиск должен ясно указывать место и дату отправления. Однако мно­гие коллекционеры отдают пред­почтение собиранию коллекции негашеных марок. См.Почтовые марки, Негашеные марки.


ГВАРАНИ (Гуарани) [guarani] — денежная единица, находящаяся в обращении в Парагвае (государство в центральной части Южной Аме­рики). 1 гварани (гуарани) = 100 сентаво. До 1943 г. в Парагвае действовала другая денежная система: 1 песо = 8 реалам = 100 сен­таво.


ГЕКСАГОНАЛЬНЫЕ МАРКИ [от греч. hex шесть + gonia угол] — то же, что шестиугольные марки.


ГЕЛИОГРАВЮРА [гр. helios солнце,, свет + гравюра], фотогравюра — устаревший вид глубокой печати, являющийся прототипом современ­ной растровой глубокой печати. От последней гелиогравюра отличается тем, что печатная форма изготов­ляется без растра. Оттиски с таких форм, также называемых гелиогра­вюрами, отличаются богатством от­тенков, сочностью и бархатисто­стью глубоких мест изображения. В начале XX века, перед появле­нием растровой глубокой печати, многие европейские государства вы пускали почтовые марки методом гелиогравюры (в частности, Бава­рия). Современные способы растро­вой глубокой печати полностью вы­теснили трудоемкие ручные про­цессы, применявшиеся при изготов­лении печатных форм гелиогра­вюры.


ГЕЛЛЕР [нем. Heller, чешек. haluru] — денежная единица Чехо­словакии (Чехословацкой Социали­стической Республики). 1 геллер = 1/100 кроны. До 1920 г. геллер находился в обращении в Лихтенштейне, с 1900 г. до 1925 г. — в Австрии.


ГЕНЕРАЛЬНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ — коллекция, включающая в себя почтовые марки всего мира. Материалы генеральной коллекции раз­деляются на отдельные коллекции по странам и располагаются по алфавиту.


ГЕРБОВО-ПОЧТОВЫЕ МАРКИ — марки, которые могут быть приме­нены как для оплаты гербового сбора, так и для франкировки раз­личных почтовых отправлений. Гербово-почтовые марки выпуска­лись многими странами. В особен­ности много таких знаков выпуска­лось Англией и ее бывшими коло­ниями. На курсировавших почто­вых марках производилась надпе­чатка «Postage andrevenue» («Поч­товый и гербовый сбор»), что превращало почтовую марку в почтово-гербовую.


ГЕРБОВЫЕ МАРКИ — специальные знаки оплаты так называемого гер­бового сбора в виде непочтовых ма­рок, наклеиваемых на различные документы, выдаваемые админи­стративными и судебными органа­ми. К филателии прямого отноше­ния не имеют.

 Гербовые марки дореволюционной России

 

ГИЛЬОШИРОВАНИЕ — механиче­ское гравирование на поверхности металла сетки кривых (волнистых), закономерно переплетающихся ли­ний. Производится на специальном гильошировальном станке, в кото­ром стол, несущий материал для печатной формы, и резец совер­шают одновременно сложное дви­жение. Гильоширование применяется при изготовлениипечатных форм для печатания сеток на денежных знаках, гербовых и почтовых мар­ках, ценных бумагах и документах. Примером оттиска с гильошированных печатных форм могут слу­жить марки «консульской поч­ты» (№№ 41—48), фон марок №№ 1017—1022 (ордена и медаль материнства) и др. Гильоширование печатных форм для почтовых марок теперь применяется сравнительно редко. Как одно из средств защи­ты от подделок, оно сохранилось для печатания денежных знаков, облигаций, паспортов и т. п.


ГЛАДКОСТЬ БУМАГИ — см. Бу­мага.


ГЛИНЯНОЕ «ПИСЬМО» — найден­ные археологами в XIX веке гли­няные таблички с клинописными записями, применявшиеся несколь­ко тысячелетий назад в древней Ассирии. Установлено, что глиня­ные «письма» пересылались в «кон­вертах» из глины, что обеспечива­ло тайну переписки. Перед чтением письма «конверт» разбивали. Не зная бумаги, чернил, перьев, древ­ние ассирийцы с помощью заостренной тростинки выдавливали в мяг­кой глине клинописные знаки своего письма. Глиняные «письма» были предшественниками писем на папирусе — бумаге древности, изо­бретенной в Египте.

ГЛУБОКАЯ ПЕЧАТЬ — способ пе­чати, при котором печатающие эле­менты, дающие оттиски на бумаге, углублены травлением в поверх­ность печатной формы (в отличие от высокой печати, где печатаю­щие элементы возвышаются над пробельными, и плоской печати, характеризующейся тем, что печа­тающие и пробельные элементы практически лежат в одной плоско­сти. Глубина печатающих элемен­тов форм глубокой печати изменя­ется в зависимости от силы тона оригинала, благодаря чему на бу­маге получаются слои краски различной толщины (и, следова­тельно, различной тональности). Это делает глубокую печать весь­ма ценной для воспроизведения различных полутоновых изображений, широко применяемых при из­дании почтовых марок.
Почтовые марки, отпечатанные способом глубокой печати, отлича­ются богатством оттенков, сочно­стью полутонов. Многие советские марки отпечатаны способом глубо­кой печати (№№ 571—576, 618, 725—734, 3348—3352 и др.).

Схема построения формы и передачи полутонового изобра­жения в глубокой печати:
1 — печатающие элементы
2 — пробельные элементы

 

ГЛУБОКИЙ ОФСЕТ — современный способ офсетной печати с форм плоской печати, в которых печа­тающие элементы одинаково углуб­лены на несколько микрон. Формы глубокого офсета — формы плоской печати. Их не следует смешивать с формами глубокой печати, в ко­торых углубления значительно больше. Кроме того, глубина каж­дого печатающего элемента зави­сит от тональности оригинала, в то время как углубление печатающих элементов форм глубокого офсета одинаково по всей поверхности пе­чатной формы.


ГЛЯНЦЕВЫЕ КРАСКИ — печатные краски, создающие на оттиске эф­фект глянцевой печати и предна­значенные для печатания на плот­ных, сильно глазированных сортах бумаги.


«ГОВОРЯЩЕЕ» ПИСЬМО — грам­мофонная пластинка, на которой записан текст письма, пересылаемого по почте. Впервые идея при­менения «говорящих» писем полу­чила свое воплощение в конце прошлого столетия после изобрете­ния фонографа, но широкого рас­пространения «говорящее» письмо не получило. Некоторые страны вы­пустили специальные марки для оплаты «говорящих» писем (напри­мер, Аргентина в 1939 г.).


ГОЛУБЕГРАММА — микрописьмо, доставленное с помощью голубиной почты.


ГОЛУБИНАЯ ПОЧТА — доставка почтовых отправлений с помощью голубей. Сохранившиеся письмен­ные источники свидетельствует, что голубиная почта применялась еще в древности египтянами, греками и римлянами. В конце XIX века го­луби как средство доставки почты вновь привлекли к себе внимание. Голуби в 1870 г, доставляли микрописьма (см. Микрописьмо) в осаж­денный немцами Париж.
После франко-прусской войны во многих странах Европы стали раз­водить почтовых голубей. Во время Первой мировой войны в немецкой армии существовали специальные роты голубиной почты. В наши дни птичья почта используется га­зетными репортерами агентства Рейтер. Птицы доставляют редак­ции почту быстрее, чем это мог бы сделать автомобиль, застревающий на улицах в часы пик. Успешно использует голубиную почту в Ялте «Курортная газета». В честь голу­биной почты в ФРГ была выпуще­на почтовая марка в 1963 г.


«ГОЛУБИНЫЙ ПОЧТАМТ» — спе­циально оборудованный в 1870 г. в Париже читальный зал, в кото­ром расшифровывались голубеграммы — микрописьма, доставлен­ные голубями. См.Микрописьмо.


ГОНЕЦ — человек, пеший или кон­ный, доставлявший в старину поч­ту между населенными пунктами. В некоторых европейских странах гонцы имели определенную фор­менную одежду и знаки отличия (например, базельские гонцы XVIII века). В XVI веке в Герма­нии гонцы извещали о своем прибытии и отправлении звуками рожка. Эти рожки впоследствии стали символом почтовой связи.


ГОРОДСКАЯ ПОЧТА — почта, обес­печивавшая пересылку корреспон­денции в черте города. Существо­вала до распространения почтовых ящиков. В России первая городская почта возникла в Петербурге в 1829 г. Письма сдавались в мелоч­ные лавки, владельцы взимали пла­ту за пересылку. Город был разбит на семнадцать округов. Каждый округ обслуживали два письмонос­ца, собиравшие у лавочников на­копившуюся корреспонденцию и доставлявшие ее на почтамт. После сортировки письма штемпелевались и разносились по адресам. В 1845 г. были введены так называемые «штемпельные куверты», избавив­шие от необходимости вносить стои­мость почтового тарифа лавочни­кам, а в 1848 г. появились почто­вые ящики. Мелочные лавки, принимавшие письма для передачи почтамту, потеряли свое значение. В 1863 г. в России была выпущена специальная марка пятикопеечного достоинства, которой франкирова­лись письма, обращавшиеся внутри города. Марки городской почты выпускались и в других странах. Пер­вая городская почта в Лондоне была организована в 1683 г. — так называемая «пенни-почта». В отли­чие от городской почты Петербурга, являвшейся государственным уч­реждением, «пенни-почта» была вначале частной. Лишь впослед­ствии, когда была выяснена ее до­ходность, она была национализи­рована и передана Королевской почте. В Париже городская почта (вначале частная, затем национа­лизированная) была организована в 1760 г.

 Марка городской почты

 

«ГОСПИТАЛЬНЫЕ» МАРКИ — почтовые марки спекулятивного ха­рактера, выпущенные в 1897 г. Новым Южным Уэльсом, под видом благотворительных (в помощь местному госпиталю).Благотворительная надбавка этих марок пре­вышала на 1100% номинал марки. Возможность франкирования писем этими марками была крайне огра­ничена. Филателистическая обще­ственность того времени осудила почтовое ведомство Нового Южно­го Уэльса, предпринявшего выпуск марок с явно спекулятивной целью.


ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОЛЛЕК­ЦИЯ ПОЧТОВЫХ МАРОК СССР — собрание почтовых марок, штем­пельных конвертов и открытых пи­сем, выпущенных в обращение во всех странах мира. Хранится в Ле­нинграде, в Центральном музее связи имени А. С. Попова. Госу­дарственная коллекция почтовых марок СССР насчитывает (вместе с неприкосновенным запасом и об­менным фондом) около трех мил­лионов марок и состоит из несколь­ких коллекций, каждая из кото­рых имеет самостоятельное значе­ние. Разделение на отдельные коллекции диктуется тем, что систе­матизация марок по странам с уче­том хронологии их выпуска и клас­сификации по разновидностям в одной общей коллекции сделала бы ее чрезмерно громоздкой и затруд­нила бы учет и поиски нужных марок.
Государственная коллекция поч­товых марок СССР состоит из Ге­неральной коллекции марок всех стран мира, в том числе дореволю­ционной России, РСФСР и СССР (в свою очередь, разделяющейся на отдельные коллекции), и ряда спе­циальных коллекций. К специаль­ным коллекциям относятся: кол­лекция земских марок, коллекция провизориев, выпущенных в годы гражданской войны, коллекция блоков всех стран мира, коллекция оригиналов подлинных рисунков, коллекция образцов (эссе) и дру­гие. Кроме перечисленных коллек­ций, в музее хранятся награды (кубки, медали, почетные дипло­мы), полученные Министерством связи СССР и музеем на междуна­родных филателистических выстав­ках.


ГОТИЧЕСКИЙ ШРИФТ — старин­ный шрифт с угловатыми остроко­нечными очертаниями, ранее при­менявшийся в странах Западной Европы и особенно широко распро­страненный в Германии и вытесненный впоследствии антиквой — латинским округлым шрифтом. Различают три типа готического шрифта: 1) текстура — с остроко­нечными очертаниями букв, 2) фрактура— с остроконечными окончаниями и ломаными очерта­ниями и 3) круглоготический, яв­ляющийся переходным видом пись­ма от фрактуры к антикве. Надпи­си готическим шрифтом можно ви­деть на некоторых почтовых мар­ках Турн-и-Таксиса, Вюртемберга, Данцига, а также на ранних марках Германии.


ГРАВИРОВАНИЕ — изготовление печатной формы (вырезка рельеф­ного или углубленного изображения) на металле, камне, дереве, линолеуме, пластмассах. Гравирова­ние осуществляется вручную (раз­личными режущими инструмента­ми — штихелями, иглами, шабера­ми и др.), механически (на гра­вировальных или гильопгарных станках) и автоматически (на элек­тронных гравировальных автома­тах). См. Гравюра.


ГРАВИРОВАННЫЕ ДОСКИ — ран­ние печатные формы, служившие для печатания почтовых марок, представлявшие собой металличе­ские или деревянные пластины, на которых изображения марок выгравировывались вручную. Печата­ние с гравированных досок произ­водилось на ручных станках. Пер­вые марки Англии и английских колоний отпечатаны в Лондоне е гравированных досок. В конце XIX века на смену гравированным доскам пришел метод гелиогравю­ры (фотогравюры), вытесненный в начале XX века ракельной (растро­вой) глубокой печатью. В общем смысле гравированная доска — пла­стина из металла, дерева, пласт­массы или другого материала, на поверхности которой выполняется гравюра. Применение гравирован­ных досок при всей тщательности их выполнения приводило к появ­лению значительного количества разновидностей марок в одном ма­рочном листе.


ГРАВЮРА — вид графики, вклю­чающий произведения .изобрази­тельного искусства, исполненные посредством печатания с гравиро­ванной доски. Различают две ос­новные разновидности гравюры — выпуклую, в которой краска по­крывает поверхность рельефного рисунка (гравюра высокой печати, как правило, выполненная на дере­ве — ксилография или на лино­леуме — линогравюра), и углублен­ную, в которой краска заполняет углубления в доске (чаще всего это гравюра на металле, имеющая раз­личные виды, — резцовая гравюра, офорт, меццо-тинто, акватинта и т. д.). Гравюрой называется так­же сама печатная форма («доска») на дереве, линолеуме, металле с на­несенным на ней тем или иным путем изображением. Метод гравю­ры как вид прикладной графики широко применяется при изготов­лении почтовых марок. С ориги­нальной гравюры делается ряд гальванических копий (Гальвано-стереотипия) по числу марок на листе, которые затем монтируются в жесткую печатную форму (см. Ме­таллография, Резцовая гравюра, Тор­цовая гравюра). Гравюра отличает­ся тонкостью передачи полутонов и бархатистостью. Знаки почтовой оплаты, выполненные в виде гравю­ры, выгодно отличаются от почто­вых марок, отпечатанных другими способами. Примером гравюры мо­гут послужить почтовые марки, от­печатанные методом металлогра­фии (углубленная гравюра №№ 5, 247—251, 2104—2105, 3382—3384 и др.) и ксилографии (выпуклая гравюра №№ 3266, 3267, 3316, 3371, 3409—3411).


ГРАН [ит. grana] — денежная еди­ница, находившаяся в обращении в Сицилии и староитальянских герцогствах. 1 гран = 1/100 дуката (или 2 торнезо). Почтовые марки с номиналом, выраженным в гранах, выпускались Сицилией (1859 г.), Неаполем (1858 г.), а также Ита­лией (1861 г.).


ГРАФИКА — вид изобразительного искусства, основанный на изобра­жении предметов путем контраста цвета бумаги и краски. Графика разделяется на штриховую и то­новую. В первой изображение пе­редается при помощи штрихов и однотонных цветовых пятен (при этом оттенки цвета достигаются различными комбинациями и соот­ношениями толстых и тонких штри­хов). Во второй тона живописных элементов передаются не штриха­ми, а ослаблением или усилением общей тональности. Графика делится на станковую (станковый ри­сунок, эстамп, лубок и др.), книж­но-журнальную и газетную (облож­ка, иллюстрация, шрифты и др.), прикладную (почтовые марки, эти­кетки, упаковочные материалы, афиши). Графика принадлежит к популярным видам искусства и играет большую роль в облас­ти массовой агитации и пропа­ганды.
Благодаря лаконизму художест­венного языка, удобству воспроиз­ведения рисунков в больших тира­жах графика имеет большое зна­чение в создании почтовых ма­рок. Лучшие мастера советской графики работают над оригиналами знаков почтовой оплаты.


ГРЕБЕНЧАТАЯ ЗУБЦОВКА — раз­новидность зубцовки, при которой за каждый рабочий ход перфора­ционной машины, одновременно про­бивается один ряд марок с трех сторон каждой марки. Перфора­ционный аппарат, применяемый для гребенчатой зубцовки, имеет П-образное расположение игл и от­верстий и напоминает гребенку. Вслед за перфорацией верхнего ряда марочного листа последова­тельно перфорируется каждый сле­дующий ряд марок, замыкая, та­ким образом, зубцовку четвертой стороны предыдущего ряда.
Характерным признаком гребен­чатой зубцовки является наличие проколов на одном или на двух противоположных краях марочного листа за пределами живописного поля. Остальные края марочного листа остаются непроколотыми. Кроме того, у основания гребенки с обоих концов всегда имеется по одному дополнительному проколу.
Если ширина марочного листа меньше размера гребенки, одна из его боковых сторон оказывается проколотой до конца.

Схема марочного листа с гребенчатой зубцовкой

 

ГРОСИОН — См. Металлик.


ГРОТЕСКОВЫЕ ШРИФТЫ [фр. grotesque — забавный, причудли­вый] — шрифты, характеризующие­ся отсутствием засечек и почти полным отсутствием контрастности. Типографские гротесковые шрифты объединены в советском стандарте пятой группой шрифтов. Гротеско­вые шрифты широко применяются при оформлении почтовых марок (надписи на марках №№ 3217— 3218, 3360—3362 и др.)
ГРОШ [от лат. grossus — боль­шой] — денежная единица Польши (Польской Народной Республики) и Австрии. Польский грош = 1/100 зло­того. Австрийский грош = 1/100 шил­линга. В старонемецких государствах Брауншвейге, Бремене, Ганно­вере и Саксонии грош также нахо­дился в обращении и составлял часть талера. Албанский грош (эквивалентный пиастру) = 40 парам.


ГРУЗИНСКИЕ МАРКИ — почтовые марки, выпущенные в Грузии в 1919—1923 гг. Большинство имеет надпечатки, связанные с изменением номинала, что вызывалось не­устойчивым курсом рубля. Часть грузинских марок относится к маркам Потгола.


ГРУППОВОЙ НЕГАТИВ — см. Сбор­ный негатив.


ГУАШЬ [фр. goauche; от итал. guzzo — водяная краска] — красочный материал. Гуашью называется также техника живописи этими красками. Существенное отличие гуаши от акварелизаключается в том, что гуашь непрозрачна и от­личается высокой кроющей способ­ностью. Обычно гуашь применяют при исполнении оригиналов с плот­ными однотонными фонами. См.Заливной фон. Техника гуаши ши­роко применяется художниками при оформлении оригиналов для почтовых марок. Примеры почто­вых марок, оригиналы которых вы­полнены гуашью: фон блока № 2216, фон марки №№ 2934— 2943 и др.


ГУЛЬДЕН [нем. Gulden от Gold — золото (Флорин)] — денежная еди­ница Нидерландов и их колоний — Нидерландской Вест-Индии (Нидер­ландские Антиллы), Нидерландской Гвианы (Суринам) — и прежняя де­нежная единица ряда европейских стран. 1 гульден = 100 центам. До 1948 г. гульден курсировал в Индо­незии, затем был заменен рупией.


ГУММИАРАБИК [лат. gummi ка­медь + arabicus аравийская] — ара­вийская камедь — смола некоторых африканских акаций в виде про­зрачных, хрупких бесцветных или окрашенных кусков (желтоватого или коричневого цвета). Растворяется в воде, образуя вязкие клей­кие растворы — гуммиарабиковый клей. Применяется рядом стран при изготовлении клея для гумми­рования марок. См. Гуммирование.


ГУММИРОВАЛЬНАЯ МАШИНА - машина для нанесения клеевого слоя на оборотную часть марочных листов. По своей конструкции близ­ка к лакировальной машине. На гуммировальной машине можно производить и лакирование марок, поэтому машину иногда называют гуммировально-лакировальной.

Схема гуммировальной машины:
1 — листы марок, подлежащие гуммированию,
2 — накладной стол,
3 — клапаны цилиндра,
4 — рабочий цилиндр,
5 — накатной валик,
б — транспартер,
7 — трубы, подающие теплый воздух,
8 — приемный стол

 

ГУММИРОВАНИЕ — нанесение кле­евого слоя на оборотную сторону отпечатанных листов почтовых ма­рок. Выполняется на специальных машинах, накатные валики кото­рых наносят клеевой слой на обо­ротную поверхность оттиска. В ка­честве клея применяется раствор декстрина с добавкой желатина и других веществ. Желатин умень­шает смываемость клеевого слоя при увлажнении его перед при­клеиванием. Клеевой слой наносит­ся на листы-оттиски почтовых ма­рок в подогретом состоянии. Лист с нанесенным клеевым слоем вы­водится на медленно движущийся транспортер закрытого типа, где он обдувается потоками теплого воз­духа и высыхает. При печатании марок офсетным способом применяется заведомо гуммированная бумага.


ГУРД [gourde] — денежная единица Гаити (государство в Центральной Америке). 1 гурд = 100 сантимам.


ГУТЕГРОШЕН [нем. Gutegroschen] — денежная единица, курсировавшая в старонемецком государстве Ган­новер с 1850 г. до 1857 г. 1 гутегрошен =1/24 таллера — 12 пфенни­гам. Номиналы последующих поч­товых эмиссий Ганновера (1859— 1864 гг.) выражены в грошах.