Главная » Литера - Ф

Словарь филателиста Литера - Ф


ФАКСИМИЛЕ [лат. fac simile — делай подобное] — точное воспро­изведение чьего-либо почерка, подписи или изображения фотоме­ханическим путем. Факсимиле пе­редает не только содержанке, но и форму воспроизводимого ори­гинала. Надпечатка на марке, ори­гинал которой напечатан на пишу­щей машинке или написан от руки, а затем выполнен наборными сред­ствами, не является факсимиль­ным. Изображение на почтовой мар­ке, полученное с печатной формы, выполненной фотомеханическим пу­тем, является факсимильным, так как оно в точности передает изо­бражение оригинала.


ФАЛЬСИФИКАТЫ [нем. Falsifikat, лат. falsificatum — подделанное] — см. Фальшивые марки.


ФАЛЬШИВЫЕ МАРКИ — подделки почтовых марок, фальсификаты, не­однократно изготовлявшиеся в ка­питалистических странах. Они срав­нительно быстро распознаются и изымаются. Иногда фальшивые марки служат предметом специаль­ного коллекционирования. Обычно коллекции фальсификатов созда­ются экспертами, опытными фила­телистами, занимающимися иссле­дованием марок.
За рубежом изготовлены отдель­ные фальсификаты редких совет­ских марок. Некоторые коллекцио­неры, слабо сведущие в филателии, соблазняются недорогой ценой по­добных марок и приобретают их. Немало вреда было нанесено кол­лекционерам довоенной Германии, Японии, Испании фальсификатора­ми, которые снабжали филатели­стов фальшивыми марками.
Для распознавания фальшивых марок необходимы специальные приборы: микроскоп, микрометр, кварцевая лампа и др.
Согласно статье 46 Всемирного почтового договора подделка почто­вых марок считается уголовно на­казуемым деянием.


ФАНОН [fanons] — денежная еди­ница бывшей Французской Индии (ныне воссоединенной с Республикой Индия). 1 фанон = 1/8 рупии = 24 каше. Французская Индия за период с 1892 г. до 1954 г. выпус­тила около 300 почтовых марок.


ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ВЫПУСКИ — одиночные и серийные марки, вы­пускавшиеся отдельными мошен­никами со спекулятивными целя­ми. Некоторые каталоги почтовых марок предупреждают филатели­стов о «фантазиях» спекулянтов, что облегчает разоблачение послед­них.
Известен ряд фантастических вы­пусков, относящихся к периоду ин­тервенции и гражданской войны. Сюда можно отнести так называе­мую «Белорусскую почту», различ­ные выпуски, появившиеся в 1919 г. в Одессе (без указания на­звания страны, но с русским сло­вом «почта»), и др.
Обычно мошенники останавли­вают свое внимание на какой-либо реально существующей стране, в которой прошли военные действия и выдумывают какое-нибудь прави­тельство или армию, якобы суще­ствовавшие на ее территории. По­являются и соответствующие «мар­ки». Некоторые «эмигрантские пра­вительства», обосновавшиеся в сто­лицах западных государств, тоже пытались выпускать марки, отно­сящиеся теперь к числу фантасти­ческих выпусков.
Действительными знаками поч­товой оплаты могут быть признаны лишь те почтовые марки, которые выпущены администрациями, рас­полагающими на территории своей страны почтовой службой и кото­рые фактически применялись для франкирования корреспонденции.


ФАРТИНГ [Farthings] — денежная единица Великобритании и Мальты. 1 фартинг = 1/4 пенни. Фартинг (= 1/4 пенни) находился в обраще­нии в XIX веке и на острове Гель­голанд (1876—1879 гг.), являвшем­ся княжеством Германии. Номина­лы нескольких марок Гельголанда указанных лет выражены в фар­тингах.


ФАС [фр. face — буквально «лицо», «лицевая сторона»] — в изображе­нии человека фронтальное положе­ние головы или фигуры в целом, при котором они видны спереди.


ФАУНА [лат. Faunus — бог полей и животных стад] — исторически сложившаяся совокупность животных какой-либо территории, живот­ный мир. Термин «фауна» приме­няется по отношению к отдельным систематическим группам. Напри­мер, фауна птиц, рыб, жуков, ба­бочек, моллюсков и т. п. По отношению к животному миру какого-либо времени в истории Земли мы можем говорить, например, о тре­тичной фауне, плиоценовой фауне и т. п. В филателистической прак­тике под «фауной» подразумевают тематическое коллекционирование марок с изображением животных.


ФЕНИГ [польск. fenig] — денежная единица Польши, находившаяся в обращении (наряду с галлерой) с 1918 г. по 1924 г. 1 фениг = 1/100 марки.


«ФЕРРАРИТЕТЫ» [от фамилии Феррари] — различные фальшивые «раритеты», обнаруженные в кол­лекции известного филателиста Фи­липпа Феррари после его смерти. Он усиленно охотился за редкими марками. Этим воспользовались фальсификаторы, которые специально для него изготовляли многочис­ленные «разновидности». Среди «ферраритетов» имеются подделки с двусторонней печатью, различные перевертки, несуществующие зубцоеки и т. п. Огромная коллекция Филиппа Феррари, умершего в 1917 г., была продана Францией на различных аукционах между 1921 и 1925 гг. Как утверждают братья Уильяме, (авторы изданной в СССР в 1964 г. книги «Почтовая марка, ее история и признание»), за коллекцию Феррари было выру­чено 402 965 фунтов стерлингов, которые были зачтены Францией в счет германских репараций.


ФИГУРНАЯ ПЕРФОРАЦИЯ — пер­форированные буквы, цифры и дру­гие знаки, наносимые в некоторых странах на марки для последую­щего использования их в качестве служебных. См.Служебные марки. Например, на некоторых служеб­ных марках Англии имеются пер­форированный знак короны и пер­форированные буквы OS («Служеб­ное»), на других — знаки HMSO («На службе ее величества»). Слу­жебные марки с фигурной перфо­рацией применяются и в других странах.


ФИГУРНОЕ ПИСЬМО — то же что и Пиктографическое письмо.


ФИЛАТЕКТОР — приспособление для определения водяных знаков на коллекционных почтовых марках. Филатектор представляет со­бой коробку с вращающимся про­зрачным экраном с секторами различных цветов, который изнутри освещается (например, лампочкой от карманного фонаря). Исследуе­мую марку кладут между двумя прозрачными пластинками, снаб­женными дополнительными свето­фильтрами. В комбинации с вра­щающимся прозрачным цветным экраном можно получить практи­чески любой цвет и оттенок, спо­собствующие рассмотрению водя­ного знака.


ФИЛАТЕЛИСТ — коллекционер по­чтовых марок, создающий свою кол­лекцию с учетом филателистических требований. Филателист — не про­сто собиратель марок, а постоянный исследователь знаков почтовой опла­ты, человек, изучающий историю и развитие почты.


ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКАЯ ВЫСТАВ­КА — см. Выставка марок.


ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКАЯ КЛАС­СИКА — см. Классика.


ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКАЯ ЛИНЕЙ­КА — см. Зубцемер.


ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКАЯ СЕТКА — печатная светло-серая сетка прямо­угольной формы на альбомных ли­стах, выпускаемых Главной фила­телистической конторой. Сетка спо­собствует размещению марок на листе, предотвращает неточную, ко­сую наклейку марок и создает нейтральный фон, на котором мар­ки выглядят достаточно контрастно.


ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКОЕ ГАШЕ­НИЕ — то же, что и Заказное га­шение.


ФИЛАТЕЛИЯ [греч. fil люблю + + atelos освобождение от оплаты; имеются в виду почтовые марки, заменившие денежную оплату за пересылку письма] — коллекциони­рование и изучение марок и дру­гих знаков почтовой оплаты — бло­ков, цельных вещей, маркирован­ных конвертов, открыток и штем­пелей.
Коллекционирование почтовых марок зародилось давно — вскоре после появления первых марок. Более ста лет назад возникли в разных странах клубы и кружки коллекционеров. К этому же време­ни относятся появление периоди­ческих изданий по филателии и рождение самого названия «фила­телия». Впервые оно упоминается в статье президента Парижского общества коллекционеров, опубли­кованной в 1864 г. в журнале «Collectinnevr de Timbres — Poste (La timbre — тембр, по-французски — марка). С тех пор филателия развивается очень быстрыми тем­пами, привлекая к себе все боль­шее число любителей.
Филателия началась с «генераль­ной коллекции», когда каждый коллекционер стремился иметь поч­товые марки всего мира. В 80-х гг. прошлого столетия появились пер­вые любители, специализировавшие свои коллекции по отдельным стра­нам или группе стран, начавшие исследование отдельных выпусков. После Первой мировой войны воз­никли новые государства. Инфля­ция, последовавшая за войной, вызвала появление многих почто­вых марок. Собрать все марки мира становилось труднее с каждым го­дом.
С созданием регулярной авиа­почтовой службы возникла новая отрасль коллекционирования — аэрофилателия, а в начале 20-х гг. появились первые тематические кол­лекции почтовых марок.
Наряду с коллекционированием почтовых марок обширной отраслью филателии является коллекциониро­вание цельных вещей, карт-макси­мумов, штемпелей специальных га­шений на письмах, конвертов пер­вого дня, знаков почтовой оплаты домарочного периода, а также и других документов, связанных с историей и развитием почты и оп­латой почтовых отправлений.
В СССР филателия служит делу воспитания граждан, особенно мо­лодого поколения, способствует раз­витию у них эстетического вкуса, разумной организации досуга. Со­ветская филателия ориентирует не на механическое накапливание ма­рок, а на изучение знаков почтовой оплаты и событий, связанных с ни­ми, исследование их особенностей, знакомство с творчеством художни­ка — автора оригинала. Вместе с тем филателия подразумевает изу­чение истории развития почты.
В СССР насчитываются многие тысячи филателистов, объединен­ных в городские или районные об­щества, клубы и кружки, деятель­ностью которых руководит Всесоюз­ное общество филателистов (ВОФ). См. Классическая филателия, Тема­тическая коллекция.


«ФИЛАТЕЛИЯ СССР» — ежемесяч­ный журнал, орган Министерства связи СССР и Всесоюзного обще­ства филателистов. Журнал «Фила­телия СССР» основан в июле 1966 г. На его страницах помещаются статьи и материалы об истории и развитии филателии, о деятельно­сти филателистических обществ и отдельных коллекционеров, различ­ные исследования о почтовых мар­ках, о филателистических выстав­ках и другие материалы.


ФИЛИГРАНЬ — производственное название водяного знака на печат­ных бумагах. См. Водяные знаки.


ФИЛЛЕР [венгр. filler] — денежная единица Венгрии (Венгерской На­родной Республики). 1 филлер = = 1/100 форинта. С 1900 г. до 1927 г. 1 филлер = 1/100 кроны, а с 1927г. до 1946 г. филлер = 1/100 пенго.


ФИЛС [filsl] — денежная единица Адена, Бахрейнских островов, Иор­дании, Ирака и Кувейта. Аденский, иорданский и иракский филс = 1/1000 динара; кувейтский филс = 1/1000 динара = 1/100 дирха­ма. См. Динар, Дирхам.


ФИЛ — «Международная филате­листическая федерация» («Federation Internationale de Philatelie») — орга­низация международного значения, объединяющая ряд национальных филателистических обществ. Основ­ные задачи ФИП — оказание помощи национальным филателисти­ческим организациям по вопросам теории и практики филателии, укрепление международного сотруд­ничества филателистов, проведение международных выставок. Федера­ция проводит ежегодные конгрессы в столицах или крупных городах государств, являющихся ее члена­ми. На конгрессе, проведенном в мае 1967 г. в Амстердаме, Всесоюз­ное общество филателистов было единогласно принято в члены ФИП. В ее составе имеется ряд комитетов и комиссий (выставочный комитет, комиссия по тематическому коллекционированию, экспертный комитет и др.).


ФИСКАЛЬНЫЕ МАРКИ [от лат. fiscalis — казенный] — то же, что и Служебные марки.


ФЛОРА [лат. Flora, flos — цветок] — совокупность видов растений, произрастающих на определенной тер­ритории (современная флора) или произраставших в определенное вре­мя в истории Земли (ископаемые флоры). Изучение флоры является предметом специального раздела ботаники — флористики. По основ­ным местообитаниям (суша, вода) можно выделять флору Земли (на­земную флору) и флору Океана (водную флору). Различают флору семенных и споровых растений.
В филателистической практике под термином «флора» подразуме­вают тематическое коллекционирование марок с изображением расти­тельного мира.


ФЛОРИН — то же, что и Гульден.


ФОЛЬГА — 1) то же, что и Метал­лизированная бумага; 2) материал, применяемый для тиснения в виде ленты кальки, покрытой с одной стороны слоем пигмента (красочного или металлического), затертого с некоторым количеством связую­щего. См. Тиснение.


ФОН [фр. fond — буквально «дно», «глубинная часть»] — любая часть изобразительной или орнаменталь­ной композиции по отношению к включенной в нее «выступающей» (в особенности первопланной) дета­ли. Неизобразительный (гладкий) фон (обычно в портрете) называет­ся нейтральным.
Помимо фона, создаваемого ху­дожником в оригинале почтовой марки, в процессе ее печатания мо­жет быть создан дополнительный цветной фон — печатный или свя­занный с цветом бумаги. Например, марки третьего стандартного выпуска 1929—1932 гг. имеют цвет­ной фон в виде волнистых линий. Отдельные марки имеют фон в виде закономерно переплетающихся ли­ний, образованных на клише гильонированием (№№ 982, 989, 985— 989, 991—993, 1017—1022 и др.). Многие почтовые марки имеют сплошной цветной фон.


ФОНЕТИЧЕСКОЕ ПИСЬМО [гр. phone — звук] — письмо, в котором каждый отдельный графический знак соответствует звуку или слогу речи. Этим письмом пользуются во многих странах мира в настоящее время.


ФОРИНТ [венг. forint] — см. Филлер.


ФОРМАТЫ МАРОК, размеры ма­рок — см. Крупноформатные мар­ки, Малоформатные марки, Разме­ры марок.


ФОРМЫ МАРОК — конфигурация, внешнее очертание почтовых марок. Формы марок бывают самые разно­образные: круглые, овальные, квад­ратные, прямоугольные, ромбовид­ные, пятиугольные, шестиугольные (гексагональные), восьмиугольные (октагональные).
В 1964 г. в небольшой африкан­ской стране Сьерра-Леоне была вы­пущена почтовая марка совершен­но необыкновенной формы — в ви­де географического контура этого государства.


ФОТОГРАВЮРА — то же, что и Гелиогравюра.


ФОТОМЕХАНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕС­СЫ, фотомеханика — комплекс про­цессов изготовления печатных форм для всех видов печати, при кото­рых применяется фотография. В фо­томеханических процессах нанесе­ние изображения на поверхность печатной формы происходит фото­графическим путем, а получение печатающих элементов достигается химической, электролитической или физико-химической обработкой.
Все фотомеханические процессы распадаются на три самостоятель­ных рабочих процесса:
1) фотогра­фическая съемка оригинала;
2) ко­пировальный процесс;
3) процесс травления (для высокой, глубокой и некоторых способов плоской пе­чати) или поверхностная обработка формы (для плоской печати).


ФОТОМНОЖИТЕЛЬНЫЙ АППА­РАТ — то же, что и Фотосбороч­ная машина,


ФОТОМОНТАЖ — вид фотографи­ческого оригинала, составленного из фотоснимков или их деталей, с введенным в него текстом, обычно выполняемым художником от ру­ки. Фотомонтаж как изобразитель­ный оригинал находит широкое применение при оформлении почто­вых марок. Примером применения фотомонтажа в качестве оригинала для знаков почтовой оплаты могут служить следующие марки: № 1369 — портреты основателей МХАТ В. И. Немировича-Данченко, К. С. Станиславского на фоне здания театра; № 1378 — портрет В. П. Стасова на фоне сооружен­ного по его проекту здания бывших военных казарм на Марсовом поле в Ленинграде; № 1652 — пор­треты композиторов М. И. Глинки, П. И. Чайковского, М. П. Мусорг­ского, Н. А. Римского-Корсакова и А. П. Бородина на фоне здания Большого театра.


ФОТОСБОРОЧНАЯ МАШИНА — машина для изготовления группо­вых (сборных) негативов или диа­позитивов. Небольшой формат поч­товой марки позволяет печатать на одном листе бумаги несколько де­сятков экземпляров одного и того же рисунка. Кассета фотосбороч­ной машины передвигается в двух взаимно-перпендикулярных направ­лениях. При последовательном пе­редвижении кассеты на расстояние, равное ширине марки, экспонирует­ся сначала один горизонтальный ряд марок. Затем сместив фотома­териал на шаг, равный высоте мар­ки, вновь перемещают кассету, экспонируя второй ряд марок, и т. д. В зависимости от формата марки, красочности, сложности рисунка и способа печати на группо­вом негативе (диапозитиве) с по­мощью фотосборочной машины раз­мещается от 25 до 200 марок.
Фотосборочная машина состоит из фотокамеры и проекционного экрана с множительной рамой. Оригинал передвигается по проек­ционному экрану с большой точ­ностью, что дает возможность последовательно, один за другим, про­изводить серию снимков в несколь­ко рядов.


ФОТОТИПИЯ — один из способов плоской печати, при котором печат­ная форма изготовляется на стек­лянной пластинке, покрытой жела­тиновым светочувствительным слоем с зернистой поверхностью. Фототи­пия дает наиболее точное воспро­изведение одноцветных и много­цветных полутоновых оригиналов. Основное отличие фототипии от других фотомеханических способов заключается в том, что при фото­графировании и копировании не применяется растр. Благодаря рав­номерной зернистой фактуре жела­тинового слоя фототипной формы удается без помощи растра воспроизводить тончайшие переходы от очень светлых до очень темных тонов, что невозможно сделать в высокой и глубокой печати. Эти особенности фототипии, обеспечи­вающие возможность получения весьма доброкачественных отпечат­ков, способствуют ее широкому при­менению при печатании почтовых марок, несмотря на сравнительно низкую тиражеустойчивость фототипных печатных форм, ограниченную 3-5 тысячами экземпляров.


ФОТОТИПНАЯ БУМАГА — бумага для печатания высокохудожествен­ных однокрасочных и многокрасоч­ных репродукций (в том числе поч­товых марок) способом фототипии.Вырабатывается из беленой целлю­лозы с добавлением до 40% тря­пичной массы. К фототипной бу­маге предъявляются повышенные требования в отношении качества поверхности, водоустойчивости, цве­та и светопрочности. Фототипная бумага должна иметь исключитель­но однородную структуру, высокую степень отделки, высокую проч­ность поверхности (так как приме­няемые фототипные краски отличаются высокой вязкостью и липко­стью), высокую проклейку, высо­кую степень белизны. Плотные сор­та фототипной бумаги применяют­ся также при печатании марок спо­собом металлографской печати.


ФРАГМЕНТ [лат. fragmentum — об­ломок, отрывок] — деталь оригина­ла или репродукции (оттиска поч­товой марки), рассматриваемая осо­бо для более подробного представ­ления, для чего часто изображается в увеличенном виде.


ФРАКТУРА [лат. fractura — над­лом, перелом] — шрифт с очком буквы готического характера, противоположный антикве. Фрактуру можно встретить на почтовых мар­ках старой Германии. См.Готиче­ский шрифт.


ФРАНК [frank, franc] — денежная единица, находящаяся в обраще­нии во многих странах мира. 1 франк = 100 сантимам, за исклю­чением Туниса, где 1 франк = 1/1000 динара, и Марокко, где он равен 1/100 дирхама. Франк также обращается в Андорре, Бельгии, Береге Слоновой Кости, Бурунди, Верхней Вольте, Габоне, Гваделупе, Гвиане Французской, Гвинее, Даго­мее, Камеруне, на Коморских ост­ровах, в Конго, Лихтенштейне, Люк­сембурге, Мавритании, Мали, Мальгашской Республике, Мартинике, Монако, Нигере, Новой Каледонии, Новых Гебридах, Руанде, Реюньоне, Сомали Французском, Сенегале, Того, Франции, Центральной Афри­ке, Чаде, Швейцарии. До 1964 г. франк курсировал в Алжире, где впоследствии был заменен алжир­ским динаром. С 1925 г. до 1946 г. франк был в обращении в Алба­нии, где он составлял 100 кинтар.
Номиналы ранних почтовых марок Болгарии, выпущенных в 1879 г., выражены также в сантимах и франках (1 франк = 100 сантимам). В Швейцарии и Лихтенштейне 1 франк = 100 раппам (или сантимам).


ФРАНКАТУРА — то же, что и Франкатурный обмен.


ФРАНКАТУРНЫЙ ОБМЕН, франкатура — обмен почтовыми марка­ми между двумя филателистами разных стран путем франкирования направляемых друг другу писем вновь выходящими марками. В ином смысле — наклейка на конверт пол­ных серий или одиночных марок в целях обмена марками почто­выми.


ФРАНКИРОВАЛЬНЫЕ МАШИНЫ, маркировальные машины — устрой­ства, механически наносящие на конверт письма знак, заменяющий почтовую марку, а также кален­дарный штемпель,порядковый но­мер и почтовый адрес отправителя. Как в нашей стране, так и за ру­бежом учреждения, организации, предприятия и фирмы, деятельность которых связана с отправлением большого количества почтовой кор­респонденции, применяют франки­ровальные машины, позволяющие отказаться от трудоемкого ручного наклеивания марок на конверты и облегчающие расчеты с почтовым ведомством. Расчеты с почтовым ведомством производятся периоди­чески по показаниям счетчика, установленного в машине.


ФРАНКИРОВАНА [итал. fran-саге — освобождать] — предвари­тельная оплата за перевозку и доставку почтовой корреспонденции путем наклейки почтовых марок или наложения соответствующе­го штемпеля, удостоверяющих оп­лату.


ФРАНКИРОВКА — то же, что и Франкирование.


ФРАНКО [итал. franco — свобод­ный] — термин, широко распростра­ненный за рубежом, обозначающий оплату почтовой корреспонденции отправителем, в отличие от термина «порто», означающего оплату кор­респонденции получателем. См. Порто.


ФУНТ [англ, pound — фунт стерлин­гов, сокращенное обозначение L] — денежная единица Великобритании, а также ряда других государств. Преимущественно в тех странах, где он курсирует, 1 фунт = 20 шиллингам = 240 пенсам (1 шиллинг = 12 пенсам). К этим странам отно­сятся: Бермудские острова, Велико­британия, Гамбия, Гибралтар, За­падное Самоа, Ирландия, Малави, Мальта, Нигерия, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Папуа, Родезия Южная, Фиджи, Фольклендские острова. В других странах 1 фунт = 100 пиастрам (в Ливане, Ливии, ОАР, Сирии, Судане). В Израиле 1 фунт (шекел) = 100 агоротам. На острове Кипр 1 фунт = 100 милсам.
ФЭНЬ — см. Юань.