Главная » Литера - Ц

Словарь филателиста Литера - Ц


ЦВЕТ — свойство оригинала (от­тиска, почтовой марки) вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным со­ставом отражаемого им излучения. Для характеристики любого цвета (хроматического фона) служат три: его свойства: цветовой тон, насы­щенность и яркость.
Цветовой тон — основное свой­ство различных цветов, по которым они систематизируются (красный, зеленый, синий, желтый, пурпур­ный, голубой). Цветовой тон обо­значается длиной волны, соответствующей определенному участку спектра. Так, например, синему цвету соответствует длина волны от 400 до 500 миллимикрон, зеле­ному — от 500 до 600, красному — от 600 до 700 миллимикрон и т. д.
Значение цвета в филателистиче­ской практике велико, так как он является одним из главных призна­ков, характеризующих почтовую марку. Для верного определения цветовых тонов почтовых марок существуют специальные цветные шкалы. См. Смешение цветов.


ЦВЕТНАЯ ГРАВЮРА — гравюра, отпечатанная в несколько красок.. Техника изготовления цветной гра­вюры не отличается от техники: создания одноцветной гравюры. Для воспроизведения многоцветной ил­люстрации (почтовой марки) изго­товляется столько гравюр, сколько красок необходимо для передачи изображения. Примером двухкра­сочной резцовой гравюры на стали, служат марки №№ 1999—2001 е портретом великого русского полко­водца А. В. Суворова. Примером двухкрасочной гравюры на дереве (ксилография) являются марки 1966 г., выпущенные в ознамено­вание III международного конкурса музыкантов-исполнителей имени П. И. Чайковского.


ЦВЕТНАЯ ПЕЧАТЬ — в общем смысле, печать в несколько кра­сок — многокрасочная печать. См.
Двухкрасочная репродукция, Трех­цветная печать.


ЦВЕТНЫЕ КРАСКИ — печатные краски, применяемые для цветной (т. е. многокрасочной) печати. Со­став цветных красок (выбор пиг­мента, связующего вещества) опре­деляется их назначением и приро­дой пигмента (органические, неор­ганические лаки я пр.), его интен­сивностью и маслоемкостью.


ЦВЕТОВАЯ ГАММА — в изобрази­тельном искусстве наименование внешних цветовых особенностей ко­лорита, характеристика «оптиче­ской» закономерности, которая объ­единяет основные цветовые оттенки произведения. Как правило, этот термин сопровождается обычными для цвета определениями, так как цветовую гамму называют теплой, горячей, холодной, яркой, блеклой, светлой и т. д.


ЦВЕТОВЕДЕНИЕ — наука, изучаю­щая и объясняющая явления цве­та: происхождение цвета тел и всех наблюдаемых объектов, изменения, которые претерпевают цвета при различном освещении и на различ­ных расстояниях, смешение и взаимодействие цветов, деятель­ность органа зрения как анализатора видимого. Цветоведение также обосновывает и разрабатывает ме­тодику и, способы цветовых изме­рений.


ЦВЕТОВОЙ ОХВАТ — количество цветовых тонов, которые можно по­лучить при смешении трех красок — желтой, пурпурной и голу­бой. Цветовой охват вырабатывае­мых в настоящее время красок для трех- и четырехкрасочного печата­ния позволяет достаточно точно пе­редать все цветовые градации репродуцируемых оригиналов. Имеет­ся несколько комплектов красок, объединенных в триады, из кото­рых выбирают ту, которая по оптическим свойствам ближе всего под­ходит к оригиналу.


ЦВЕТОДЕЛЕНИЕ — выделение из цветного оригинала фотографиче­ским путем составляющих его цве­тов. Процесс цветоделения осущест­вляется путем фотографирования оригинала через светофильтры, окрашенные соответственно зонам спектра в сине-фиолетовый, зеле­ный и красно-оранжевый цвета. Цветоделение — необходимый и важнейший процесс при репродуци­ровании многокрасочных оригина­лов. См. Трехцветная печать.


ЦЕЛЛЮЛОЗА — клетчатка, угле­вод, являющийся главной состав­ной частью оболочек клеток растений. Является основным видом сырья при производстве бумаги. Изготовляют, главным образом, из ели, в сравнительно меньших коли­чествах — из сосны, а также из древесины лиственных пород и из соломы. Основная задача производ­ства целлюлозы состоит в возмож­но более полном химическом удале­нии из древесины инкрустирующих веществ (лигнина, смолы и различ­ных масел).


ЦЕЛЬНАЯ ВЕЩЬ — в общеприня­том смысле, почтовые марки на письмах, прошедших почту, не от­деленные от конверта, а также кон­верты с напечатанными знаками почтовой оплаты(маркированные конверты), которые отличаются от обычных рядовых почтовых отправ­лений оригинальным штемпелем или другими особенностями. К цель­ным вещам относятся например,конверты первого дня, конверты с марками, погашенными специаль­ным штемпелем, старинные письма, доставленные особым путем (со штемпелем пневматической, судо­вой или другой почты), так назы­ваемые «холерные» письма с соответствующим штемпелем и т. п.


ЦЕННОЕ ПИСЬМО — бумаги и до­кументы, представляющие ценность для отправителя, пересылаемые по почте. Ценные письма могут быть открытыми, т. е. принимаемыми от отправителя в незаклеенных и не­запечатанных конвертах, и закры­тые, принимаемые только от уч­реждений, организаций и предприя­тий.


ЦЕНТ [англ, cent] — денежная еди­ница многих стран мира, в боль­шинстве случаев составляющая 1/100 доллара. Помимо стран, в ко­торых обращается доллар, цент име­ет обращение в следующих странах: в Танзании, Кении, Уганде, Сома­ли — и составляет там 1/100 шил­линга; в Лесото (б. Басутоленд), Ботсване (б. Бечуаналенд), Свази­ленде, Юго-Западной Африке, Южно-Африканской Республике 1 цент = 1/100 рэнда; в Нидерлан­дах, Вест-Индии Нидерландской (Кюрасао), Гвиане Нидерландской (Суринам) — 1/100 гульдена (флори­на); на островах Маврикий, Маль­дивских, Цейлоне — 1/100 рупии; в Сьерра-Леоне составляет 1/109 леоне; В Южном Вьетнаме — 1/100 пиастра.


ЦЕППЕЛИННАЯ ПОЧТА — почта, доставленная на цеппелине (дири­жабле).


ЦЗЯОсм. Юань.


ЦИНКОГРАФИЯ, фотоцинкогра­фия — способ изготовления печатных форм (клише) для высокой (типографской) печати со штрихо­вых и полутоновых оригиналов при помощи фотографии и процессов копирования и травления. Полу­ченный после съемки негатив (для автотипии растровый негатив) копируется на цинковую пластину, по­крытую светочувствительным слоем. После получения изображения на пластине последняя подвергается обработке, благодаря которой нане­сенные на нее печатающие элемен­ты становятся кислотоупорными. Затем пластина подвергается трав­лению, в результате чего получает­ся клише. Цинкографией называют также предприятие или цех, произ­водящий клише.
Цинкография занимает большое место в марочном производстве. Все почтовые марки, выполненные типографским способом, отпечата­ны с форм, имеющих штриховые или растровые (т. е. автотипные) клише.


ЦИФРЫ — знаки для обозначения чисел. Наиболее широкое распро­странение получили арабские цифры. В отдельных случаях приме­няют римские цифры. Некоторые восточные и азиатские страны при­меняют цифры своеобразного на­чертания. Номиналы почтовых ма­рок Эфиопии, Афганистана, Турции, Ирана, ранних марок Египта выражены специальными знаками. Собственное начер­тание имеют и так называемые индийские цифры, применявшиеся для обо­значения чисел в некоторых индий­ских княжествах.